Я тону, но то, как вы мне помогаете, мне не нравится...

Если ты такой умный, почему ты такой бедный? (С). Если ты такой умный, почему ты так несчастлив?

Светлана Андреева

На днях, в очередной раз, убедилась в том, что, зачастую, люди, обращающиеся за помощью, хотят ее принять, лишь на своих условиях. Это ситуации, как когда человек тонет, ему люди с берега или лодки бросают спасательные круги, а он их отталкивает, со словами: «цвет не тот», «размер не тот», «неправильно кинули» …

В нашей профессиональной деятельности, таких случаев становиться все больше и больше. Наверняка, каждый специалист, мог бы вспомнить случай, когда, оказываешь помощь, а она не та! Не так красиво оформлена, не так преподнесена, не так разжёвана, не так мила и приятна на слух, как хочется.

С чем это связано?

Мое мнение — с растущей инфантильностью в нашем обществе.

Мы — общество, так быстро бежим, технический прогресс несется быстрее, чем мы успеваем его осваивать, и формат общения между людьми разительно меняется день ото дня. У нас есть большое количество соц. сетей, мессенджеров, и огромное количество смайлов. Мы не утруждаем себя выражением своих глубоких чувств, обдуманных и осознанных мыслей, не говоря уже об ответственных поступках. Как часто, мы реагируем первой попавшейся эмоцией, выкрикиваем первое пришедшее на ум слово и кидаем телефоны, получив неприятное сообщение? Часто!

Что же это напоминает? Ребенка…обиженного ребенка, которому не купили конфету, не дали машинку, запретили съесть песок.

Зачем утруждать себя, ладно уж если не более или менее глубоким анализом происходящего, так уж хотя бы прогностической способностью. Подумать на пару шагов вперед. Попытаться предположить последствия своих слов и поступков, то как то, что мы говорим и делаем отразиться на наших дальнейших отношениях, работе, детях, да всей жизни в целом.

На днях на улице видела, как говориться картину маслом: идет мама, вся красиво одетая, с девочкой лет 5-6, и кричит на нее во весь голос, стоит отметить, что девочка одета явно не по возрасту, т.е. не как маленький ребенок, а как молодая девушка лет 16-ти, модные брюки, лоферы, сумочка и солнечные очки, под стать маме, как маленькая ее копия, прямо подружки по гардеробу. И вот эта «старшая подружка» кричит на этого ребенка следующие слова: «Я сказала, чтоб ты закрыла свой рот! Ты должна меня слушаться! Ты будешь делать, то, что я тебе говорю!» Я не слышала предысторию данного конфликта, но что-то мне подсказывает какой бы она (предыстория) не была, такой формат общения не пойдет на пользу этой девочке и является закономерностью в общении матери и ребенка.

К сожалению, в современной реальности современные родители, которые в погоне за освоением трендов, моды, гаджетами, соц. сетями, и постоянной попытке соответствовать каким- то идеалам и стандартам, искусственно созданным, забывают, что наполнять жизнь стоит не только во внешнем антураже, но и во внутренней составляющей – сутью, осмысленностью, мировоззрением, воспитанием и образованием.

Безусловно, так происходит не во всех семьях, но тенденции в целом, крайне пугают!

Отношение к своим детям: одеть, покормить, отдать в кружки (чтоб по улице не шатался) – это конечно же прекрасно, вот только, что-то частенько, стала вылезать суть такого подхода (имею ввиду когда копаешь глубже) : одеваю, как я хочу, а не как ребенку будет практично и удобно, кормлю, тем, что считаю модным, как часто педиатры сталкиваются с совершенно безответственными «диетами» для детей, количество кружков просто зашкаливает…и это не только чтобы ребенок все попробовал и чему-то научился или нашел себя, а чтобы не мешал, не приставал с дурацкими вопросами и не отвлекал, от важных дел.

Дети, если уж они появились, это и есть самое важное дело! Дети – это ответственность! И не только материальная и финансовая, но и моральная, нравственная и психологическая.

Кто-то, возможно, скажет, ну а если так случилось, родился ребенок, случайно…

Я, конечно, все понимаю, но что значит, случайно родился? Как минимум его ждали 40 недель , может, стоило подумать на что его одевать, кормить и т.д. Но дело даже не в этом, а в дальнейшем подходе к формированию инфантилизма в личности.

Та мама, в конце своего крика, сказала: «Ты меня обидела, я с тобой не разговариваю!» Да, вот это педагогика! Вот это пример взрослой реакции и конструктивного решения конфликтной ситуации!

Как же эта девочка будет формироваться?

Инфантильно, вот как! Безусловно, возможно, этому ребенку повезет (благодаря внутренним личностным врожденным характеристикам или благодаря соц .окружению) и она вырастит сознательным взрослым с иной моделью поведения нежели у ее мамы, но как показывает практика такое бывает редко…ведь все мы родом из детства…

Скорее всего, будущие реакции этой девочки будут спонтанными и зачастую аффективно заряженными (крики, слезы на любой запрет и несогласие), внешняя референция будет преобладать при определении поведения, движение по жизни станет течением по реке «хочу».

Скажете, что-то больно печальное будущее для девочки, я тут предполагаю, основываясь, лишь на поверхностной встрече с орущей мамой. Мой ответ – вовсе нет. Такая мама не одна, а стиль воспитания слишком распространён.

Задача и ответственность родителя — на своем примере показать, как это – взаимодействовать с другими, уважая личность. Как это получить то ,что я «хочу», через постановку задач с прицелом на что мне действительно «надо» и что я для этого «могу» сделать. Воспитание — постепенная подготовка ребенка к взрослению, не только внешнему (это и так произойдет), сколько, к внутреннему – приоритет влияния взрослого родителя на своего маленького ребенка.

В будущем, когда этой девочке в различных ее жизненных ситуациях будут бросать «спасательные круги», они все ей будут, не нравится, т.к. они будут «обидные», «несправедливые» и «не такие как я хочу», потому что взрослое, осмысленное мировоззрение, приоритеты в жизни, являются залогом адекватного восприятия предлагаемой помощи.

Понравилась статья? Поделитесь